FacebookПідписатися на RSS

Тихие и шумные дети

Достаточно условно можно разделить детей на «шумных» и «тихих!». Первых больше, но и тихонь немало. Почему же дети становятся «шумными» или «тихими»? И как нам себя вести с теми и другими? Наверное, многим родителям приходилось наблюдать в детском саду такие сцены. Привели в группу двух детей. Один устраивает истерику, ревет, бьет ручками и ножками... Конечно, малыша пытаются успокоить, приласкать. В общем, все внимание этому юному скандалисту. А в это время какая-нибудь тихая девонька, попрощавшись с мамой, сидит в уголке...

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/MFK_FB_1200x630.jpg

Лед и пламень

Только что эта малышка крепко-крепко и долго-долго обнимала свою маму. Однако сколько можно прощаться? Надо же и на работу успеть. Мама мягко, но очень решительно отрывает дочь от себя, уходит, улыбнувшись и помахав рукой. Этого, впрочем, никто не видит, кроме самой Людочки (так зовут нашу тихую героиню).

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/sm_full.jpg

Все заняты буйной скандалисткой Алиной. Пока Алину успокаивают, стирают с ее красного личика слезки и сопельки, поправляют на ней колготки и вообще возвращают ей нормальный человеческий облик, Людочка сидит в уголке, сжавшись, сгорбившись, как старушка. Унылая и печальная. Но не плачет, ни о чем не просит. И никто на нее не обращает внимания...

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/plachet.jpg

Дальше мы вынуждены слегка удивиться. Дело в том, что после зарядки и завтрака на прогулке Алина весело бегает, играет, замечательно себя чувствует. А Людочка все еще уныла, хотя уже не так печальна. Она тоже играет, но вяло и не с другими детьми, а сама по себе. Просто копается в песочке.

Когда дети возвращаются в группу, оказывается (еще одна неожиданность!), что Алина и Людочка – подруги! В группе они играют вместе, у них один набор кукольной мебели и одна на двоих коляска (хотя куклы две). Правда, если кроткая Людочка охотно уступает подруге, Алина может и вспылить.

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/polza-detskogo-sada-05.jpg

Однажды Людочка подошла к воспитателю и сказала: «А знаете, Алина меня ударила!» Это она не жаловалась и не ябедничала: с горьким удивлением сказала. В смысле: чего же ожидать от людей, если даже лучшая подруга меня бьет! Однако воспитатели нашей маленькой пессимисткой довольны. Не слышно ее, не видно, никаких с ней проблем. Она послушная: что ни скажешь – беспрекословно делает. В общем, то ли она есть, то ли ее нет. Идеальный ребенок!

С Алиной – страшно эмоциональной, капризной и взрывной – проблем, конечно, немало. Поэтому о ней обычно много говорят взрослые, она всегда на виду. А тихую, как мышка, Людочку просто не замечают.

Буря в стакане воды

Зададим себе вопрос, который может показаться странным. Когда ребенок плачет в три ручья (или в тридцать ручьев), устраивает истерику – это хорошо или плохо? Разумеется, не для нас, взрослых, – для него самого?

Выясняется интересная закономерность: многие такие дети психологически весьма устойчивы. Вот как Алина, например. «Разрядив» свои отрицательные эмоции, они быстро успокаиваются и затем прекрасно себя чувствуют. Да, эмоции у них бурные, но кратковременные. Похожи на огонь от зажженной соломы, который ярко вспыхивает, быстро разгорается, но так же быстро гаснет. Поскандалив, поплакав, малыш часто через несколько минут уже весело бегает и играет. Получается, ему самому такая эмоциональная разрядка не только не вредит, но даже в каком-то смысле приносит пользу. Он легко избавляется от своих отрицательных эмоций, выплеснув их вовне, и таким образом восстанавливает мир в своей душе.

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/135-40186-spank-1368274400.jpg

Понятно, такое поведение признать совершенно нормальным мы, взрослые, все-таки не можем. Но эта статья не об импульсивных детях (а среди малышей таких большинство), а как раз о сдержанных, таких как Людочка: не умеющих проявлять свои эмоции, прячущих их глубоко в себе. Очень часто причина такого поведения ребенка – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Такой ребенок обращает внимание на многое, чего большинство других детей не замечают, на какие-то вроде бы незначительные нюансы поведения.

У меня была знакомая 3 лет от роду, которая наотрез отказывалась ходить в детский сад, потому что воспитательница по ошибке несколько раз ее неправильно назвала. Малышку зовут Тая (Таисия). А воспитательница постоянно ошибалась и говорила «Таня». Конечно, обидеться, когда его не так назвали, может любой ребенок (даже школьного возраста), ведь для малыша имя – часть его самого. Назвать его не тем именем – значит символически отрицать реальность его существования! Тут есть на что обидеться! Но эта обида – на минуту, не больше. А вот Тая оказалась особо ранимой.

Итак, тихие дети-интроверты очень часто не умеют проявлять свои эмоции, а потому эти эмоции (если они отрицательные) «разъедают» их души изнутри. Мы, взрослые, далеко не всегда об этом догадываемся. Наоборот, у такого ребенка, как Алина, все наружу, все видно и понятно. Демонстрируя свои эмоции, такой малыш добивается еще и внимания взрослых, что для всех без исключения детей очень важно. Тихий же страдает от недостатка внимания. Но так как он тихий, то не умеет привлечь к себе внимание – и от этого страдает еще больше. Получается замкнутый круг. Разорвать его можем только мы, взрослые.

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/1262043.jpg

Эмоции «шумного» ребенка яркие, но неустойчивые, постоянно сменяют друг друга. Эмоции «тихого» могут быть очень длительными, но, не проявляясь столь ярко, они не привлекают нас, и мы о них не знаем. Есть такая поговорка: «Пустая посуда гремит». Частенько это можно сказать и о «шумных» детях. Именно их переживания, такие внешне эффектные, нередко вызываются сущими пустяками: это бури даже не в стакане воды, а в чайной ложечке. Напротив, переживания «тихих» детей – даже совсем маленьких – бывают на удивление глубокими.

Вот, например, что рассказал о себе четырехлетнем теперь уже взрослый человек, студент, которого можно уверенно отнести к числу «тихих»: «Я почти не помню своего раннего детства. Но хорошо помню, как в первый раз мы ездили на море. Наш дом стоял на самом берегу. Вечером мама меня укладывала спать и уходила. Я оставался один, а внизу тихо шумели волны. И я испытывал странные переживания: мне казалось, что я где-то, а не в нашем доме, что меня уносит, я то ли лечу, то ли плыву. Это было и интересно, и страшно. До сих пор, стоит мне ночью закрыть глаза, я слышу плеск морской воды».

На такие переживания менее впечатлительные «шумные» дети, как правило, не способны. Тонкие, творческие натуры чаще попадаются среди «тихих» детей. Из них могут получиться и неврастеники, а могут – писатели, музыканты, ученые. Большинство «шумных» становятся «обычными» людьми. Они плывут по жизни широкими взмахами, легко адаптируются почти к любым внешним условиям и неплохо себя чувствуют.

«Тихие» же, когда их что-либо ранит, норовят «уйти на дно» и спрятаться там в какую-нибудь норку, иногда – надолго. Поскольку современное общество ориентировано на потребности большинства, а большинство составляют «шумные», то наши герои склонны жить на обочине общества, создавая для себя особые маленькие ниши. И начинается это уже в детском саду.

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/5vjrrf6fcc8vctrqad3th05gz.jpg

Всегда в сторонке

Еще одна проблема «тихих» – массовое воспитание и обучение в садах и школах. В этих условиях «шумные» чувствуют себя лучше. «Тихий» ребенок может хорошо учиться, но чувствует себя, все же, менее комфортно.

Однажды в младших классах начальной школы я наблюдал такую сценку: кончились уроки, дети прибежали в раздевалку за своей одеждой. Детей много, гардеробщиц две. Большинство толкается, дерется, кто-то тянет руку через головы товарищей, задевая и ударяя по этим головам. Шум, гам, а у стены стоит крохотная девонька. Испуганно смотрит на эту куча-мала. Почесывает голову. Потом достает мобильный телефон, звонит. Мне удалось разобрать, что звонила она маме. Видимо, мама ее ждала и нужно было объяснить, почему приходится задержаться.

Я взял у этой девочки номерок и получил ее одежду. Но так будет не всегда. В следующий раз она опять будет стоять у стены, пока толпа не рассосется.

Трудно, но интересно

Следует ли из всего сказанного, что быть «тихим» плохо, а «шумным» хорошо? Что «тихость» – это своего рода недостаток? Нет. Это индивидуальность, но не недостаток. Недостаток – это когда чего-то не хватает. Того, что вообще-то должно быть. Особая чувствительность, ранимость – не недостаток, наоборот – достоинство. Как я уже сказал, многие деятели науки и культуры – это бывшие «тихие» дети. Они наблюдательнее, тоньше, а потому способны достичь успехов в интеллектуальной творческой деятельности.

/Files/images/tihie_i_shumnyie_deti/img6.jpg

«Тихие» дети лучше различают нюансы человеческих отношений, из них нередко получаются и хорошие психологи. Такие люди менее склонны поддаваться нажиму извне, они внутренне упрямы, нравственно более стойки. Так что проблемы «тихих» детей часто возникают из-за того, что мы не умеем с ними общаться и их воспитывать.

В общем-то, эта статья написана с целью высказать одну простую мысль: «тихие» дети – более трудные. Они сложнее, глубже, тоньше, в их внутреннем мире бывает непросто разобраться. Их воспитание требует более «тонкой обработки», а значит, более высокой квалификации воспитателя.

Хорошо, что в мире есть разные люди. Странное это понятие – «не такой, как все». В сущности, оно лишено содержания. Нет никакого стандарта, под который нужно подгонять детей. Так что, если ребенок не создает шума, не плачет и не жалуется, это еще не значит, что с ним нет проблем. Тихая вода глубока. В тихом омуте черти водятся. Так ведь это и интереснее. У вас «тихий» ребенок? Радуйтесь этому: вам будет интересно с ним!

Вадим Слуцкий, педагог

Кiлькiсть переглядiв: 749